- Брадобритие
- стрижение волос на бороде. Раскольники почитают брадобритие за утрату образа Божия в человеке. Поэтому, по их мнению, брадобритие есть обычай еретический и само по себе представляет ересь; поэтому они часто упрекают православных за бритье бороды, усов и даже церковь признают виновной в отступлении от православия за допущение такого обычая. Но обвинение это несправедливо. Брадобритие существовало в глубокой древности. По свидетельству историка Георгия Кедрина, брили бороду православные императоры Маврикий (VI в.) и Ираклий (VII в.); брил бороду и импер. Феодосий Великий (IV в.), как видно из современного ему блюда, на котором он изображен с бритой бородой; не носили бороды и свв. великомученики Георгий Победоносец и Дмитрий солунский; однако никто не решится упрекнуть их в отступлении от православия. Обычай брадобрития был даже освящаем церковью: в греческих требниках с IX в. встречается особое чиноположение с молитвами на первое пострижение бороды у юношей. Так же смотрела греческая церковь на брадобритие и в последующие времена. В России обычай брадобрития явился с незапамятных времен, как свидетельствуют древние памятники. Долгое время этого обычая держались не только простые, но и "самодержавные": на портретах некоторые из русских князей и царей изображены с обритой бородой, а о Василии Иоанновиче известно из истории, что после бракосочетания со второй своей женой, Еленой Глинской, он обрил себе бороду, потому что в то время этого не считали грехом. Даже и после строгого постановления Стоглавого собора против брадобрития обычай этот не уничтожился. Однако никто не может сказать, что церковь в то время не была благочестива; поэтому и теперь не следует обвинять православную церковь за допущение брадобрития.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.